ISSN 2782-2435 (Печать),
ISSN 2782-2621 (Онлайн)

Определение контура стратегических приоритетов развития туризма на Дальнем Востоке России

Аннотация
В статье проводится анализ современного состояния и стратегических перспектив развития отрасли туризма в регионах Дальнего Востока России. Приведена методология стратегирования отрасли туризма и инструментарий для проведения комплексного анализа внешней и внутренней сред объекта стратегирования. Анализируется экономическая система макрорегиона, проводится комплексная оценка туристского потенциала, анализируется система нормативно-правовых документов, регулирующих туризм на предмет согласованности, наличия единых стратегических ориентиров развития и ресурсного обеспечения реализации приоритетов, проводится анализ трендов и OTSW-анализ в разрезе регионов Дальневосточного федерального округа, рассматриваются направления международного сотрудничества приграничных территорий. На основе проведенного анализа и теоретико-методологической базы отечественной школы стратегирования предлагаются контуры Стратегии развития туризма на Дальнем Востоке России.
Ключевые слова
стратегия, туризм, Дальний Восток России, стратегические приоритеты, стратеги- ческие возможности, методология стратегирования туризма
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Александрова А. Ю., Сорокин Д. П. Туристский опорный каркас территории: теоретические основания, методика выделения, практическая значимость (на примере Рязанской области). Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2022. 96 с.
  2. Александрова А. Ю. Развитие системных представлений о пространственной организации туристской деятельности // Социально-экономическая география в XXI веке: новые реалии и практические возможности: материалы международной научно-практической конференции, Минск, 19–20 ноября 2021 года. Минск: Белорусский государственный университет, 2022. С. 238–240.
  3. География туризма: учебник / В. И. Кружалин [и др.]. М.: Федеральное агентство по туризму, 2017. 340 с.
  4. Гудковских М. В., Дирин Д. А. Пространственная структура туризма Тюменской области в контексте концепции центр–периферия // Известия Российской академии наук. Серия географическая. 2023. Т. 87. № 1. С. 147–163. https://doi.org/10.31857/S2587556623010077
  5. Дергачев В. А., Вардомский Л. Б. Регионоведение: учебное пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 463 с.
  6. Дорошенко С. В., Посысоева К. А. Эконометрическая оценка стратегических факторов развития приграничных регионов России // Экономика региона. 2021. Т. 17. № 2. С. 431–444. https://doi.org/ 10.17059/ekon.reg.2021-2-6
  7. Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Т. 1. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2019. 132 с.
  8. Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Т. 2. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2020. 164 с.
  9. Кружалин В. И., Шабалина Н. В., Цыщук Е. А. Научно-методические подходы к туристско-рекреационному проектированию: муниципальный уровень // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественные науки. 2019. № 3. С. 9–26. https://doi.org/10.18384/ 2310-7189-2019-3-9-26
  10. Минакир П. А. Ожидания и реалии политики «поворота на Восток» // Экономика региона. 2017. Т. 13. Вып. 4. С. 1016–1029. https://doi.org/10.17059/2017-4-4
  11. Морозова М. А., Александрова А. Ю. Переход к модели «умной» туристской дестинации // Глобальный научный потенциал. 2022. № 12(141). С. 286–290.
  12. Рассохина Т. В. Менеджмент туристских дестинаций: учебник и практикум для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2025. 217 с.
  13. Садовничая А. В., Чхотуа И. З. Стратегическая оценка потенциала развития туризма и выставочно-ярмарочной деятельности на Дальнем Востоке России // Стратегирование: теория и практика. 2023. Т. 3. № 1. С. 34–51. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2023-3-1-34-51
  14. Садовничая А. В., Чхотуа И. З. Трансграничность как стратегический фактор развития туризма и выставочно-ярмарочной деятельности на Дальнем Востоке России // Экономическое возрождение России. 2023. № 2(76). С. 119–134. https://doi.org/10.37930/1990-9780-2023-2(76)-119-134
  15. Саранча М. А. Туристский потенциал территории: проблематика определения сущности и структуры // Вестник Удмуртского университета. Серия «Биология. Науки о Земле». 2015. № 1. С. 134–140.
  16. Сасаев Н. И. Основы отраслевого стратегирования: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2023. 212 с.
  17. Стратегирование отрасли туризма и выставочно-ярмарочной деятельности в Кузбассе / под ред. В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. 371 с. https://doi.org/ 10.21603/978-5-8353-2718-8
  18. Стратегирование туризма и выставочно-ярмарочной деятельности на Дальнем Востоке России / И. З. Чхотуа [и др.]. М.: Первое экономическое издательство, 2024. 406 с. https://doi.org/10.18334/9785912925184
  19. Туристский потенциал как условие эффективного развития региональной туриндустрии (на примере Белгородской области) / Е. В. Мирошниченко [и др.] // Вестник Университета Российской академии образования. 2018. № 4. С. 83–88.
  20. Чхотуа И. З. Стратегические направления развития туристской отрасли в цифровой экономике // Управленческое консультирование. 2021. № 4(148). С. 81–96. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2021-4-81-96
  21. Чхотуа И. З. Стратегирование туризма на Дальнем Востоке России // Стратегирование: теория и практика. 2022. Т. 2. № 3. С. 390–404. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-3-390-404
  22. Kvint V. Strategy for the Global Market: Theory and Practical Applications. New York, London: Routledge, 2016. 519 p.
  23. Suorsa K. The concept of “region” in research on regional innovation systems // Norsk Geografisk Tidsskrift – Norwegian Journal of Geography. 2014. Vol. 68. № 4. P. 207–215. https://doi.org/10.1080/00291951.2014.924025
Как цитировать?
Чхотуа И. З. Определение контура стратегических приоритетов развития туризма на Дальнем Востоке России // Стратегирование: теория и практика. 2025. Т 5. № 2. С. 166–175. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2025-2-166-175
О журнале